От Никеля до Дербента: экспедиция РГО объединила север и юг России

Zavershenie-bolshoj-ekspeditsii-1024x768

Завершение экспедиции «Россия: с Севера на Юг». Городской пляж, г. Дербент.

 

Участники экспедиции «Россия: с Севера на Юг» 9 августа прибыли в город Дербент на гребных каяках и катамаране, завершив свой многомесячный проект в древнем городе. Экспедицию, организованную Ульяновским областным отделением Русского географического общества, встретила делегация администрации Дербента во главе с заместителем главы Гаджиамином Рамалдановым, а также капитаном морского порта Махачкалы Мирземетом Герейхановым. Редакция РИА «Дербент» пообщалась с руководителем первого и седьмого этапов экспедиции Станиславом Князькиным, который поведал интересные подробности об этом значимом проекте Русского географического общества.

– Что означает название вашей экспедиции? Какое значение вы ей придаете и какую миссию она несет?

– Название экспедиции «Россия: с Севера на Юг» одновременно отображает и суть, и основную миссию водной экспедиции.

Это первопрохождение от северных границ России по рекам, озёрам, каналам, водохранилищам, Белому и Каспийскому морям на гребных судах до южной границы. Именно на гребных судах – морских пластиковых каяках, приводимых в движение силой рук человека. В нашем случае – это прохождение по Европейской части России от города Никель в Мурманской области (границы с Норвегией) до города Дербент в республике Дагестан (граница с Азербайджаном).

Другие цели, которые преследует экспедиция:

  • популяризация длительных спортивных путешествий с элементами экстрима.
  • оценка влияния природных факторов, повышенных физических и психологических нагрузок на организм человека.
  • ознакомление с природой, историей, этнокультурными особенностями и достопримечательностями различных регионов.
  • изучение экологического состояния окружающей среды, оценка влияния человека и промышленности на флору и фауну.
  • оценка перспективных мест развития спортивного и познавательного туризма. оценка уровня жизни жителей региона.
  • оценка состояния гидротехнических и прочих сооружений. оценка отношения жителей, администрации, различных структур и ведомств к популяризации спортивного и познавательного туризма, готовности оказать содействие путешественникам и исследователям.
  • популяризация здорового образа жизни среди населения, пропаганда любви к окружающей природе и Родине.
  • повышение рейтинга РГО, в том числе Ульяновского отделения.

– Организовать и провести такой масштабный долгосрочный проект очень непросто. С какими сложностями вы сталкивались на разных этапах вашей экспедиции?

– Всего экспедиция состояла из семи этапов – четырех в сезоне 2019 года и трёх в сезоне 2021 года (второй сезон должен был состояться годом ранее, но был перенесен в связи с пандемией). Все семь этапов успешно пройдены, и анализируя их, можно сделать выводы, что самыми сложными были первый и последний этапы. Первый этап проходил на Кольском полуострове – в полярных широтах северного Заполярья. Этап включал в себя преодоление рек горного типа с порогами высокой категории трудности прохождения. Всего на первом этапе было пройдено более 30 порогов и около 300 километров по Белому морю, в основном в условиях шторма при встречно-боковом ветре. Нельзя не отметить особые климатические условия северного региона, это низкая температура воздуха, частые снег и дождь, туманы, ветра и штормы.

2021-11-12 01-59-12

На Кольском полуострове. Первый сезон экспедиции. Фото: Руслан Дубков.

 

Последний седьмой этап экспедиции тоже оказался по-настоящему сложным, даже более чем предполагалось. Если на первом этапе мы замерзали от холода, дождя и ветра, то на последнем – страдали от жары и палящего солнца, от которых никуда не спрячешься.

Наиболее сложными оказались участки в республике Калмыкия, где берега полностью покрыты камышовыми зарослями, в виду этого нет возможности сойти на берег даже для отдыха. Нам даже пришлось ночевать на старом сгнившем до трухи корабле. Помощи здесь ждать неоткуда, за несколько дней пути мы не встретили ни одного человека, а обширные отмели не позволяют катерам пройти в эти районы. Позже, уже в Дагестане, нам пришлось «махать веслом» 11 часов подряд без отдыха, 6 часов из которых при шторме. Прибрежная густая, глубокая грязь не давала нам даже подойти к берегу.

Каспий испытал на прочность нас и наши суда ежедневными юго-восточными ветрами и изматывающим штормами, которые начинались перед обедом и заканчивались только поздно вечером. Ломались и суда, и весла, но люди выдержали.

Вообще, на мой взгляд, в любом подобного рода путешествии или экспедиции самое сложное для обычного человека – это нахождение в течение продолжительного времени в условиях дикой природы, чаще всего в отсутствии других людей, цивилизации, дорог и любой связи.

– Какие интересные события сопровождали ваш поход по водным путям нашей страны? Что вам особенно запомнилось?

– Интересные события происходят на маршруте постоянно, если их замечать. Это и встреча с дикими и непривычными для нас животными и птицами, редкими природными явлениями, сооружениями и памятниками, или интересными неординарными людьми. Для каждого человека интересным может показаться разное событие, в зависимости от его мировоззрения и настроения.

Если говорить про «южный» этап экспедиции, лично меня впечатлило то, насколько разнообразен характер Каспийского моря на разных его участках: многочисленные протоки и запутанные лабиринты в устьевом участке Волги; на территории Калмыкии – многокилометровые сплошные непроходимые заросли вдоль берега, обширные отмели и сгонно-нагонные ветра, с влиянием которых мы с лихвой познакомились впервые; песчаные барханы на острове Чечень и в бухте Сулак; живописные каменные гряды у Избербаша. Запомнились потерпевшие крушение в разные годы большие и малые суда, которые свидетельствует о том, что с нравом Каспийского моря нужно считаться.

ulyanovskie-lodochniki-04082021-0

У флагманского судна экспедиции из Ульяновска. Совместное фото членов Дагестанского и Ульяновского отделений РГО. Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО.

 

Другим участникам запомнилось огромное количество рыбы, от обилия ее море как будто вскипало, рыба выпрыгивала из воды, перелетала через каяки, падала на палубу катамарана. Участницы экспедиции запомнят на всю жизнь цветущие лотосы и поездку в горный Дагестан. Все участники экспедиции отмечают крайне доброжелательное отношение, любознательность и желание прийти на помощь большинства местных жителей Дагестана.

К сожалению, не можем не указать на отрицательные моменты, которые вносят «ложку дегтя в бочку меда». Это обилие бытового мусора в море, на берегах и пляжах, в водохранилищах горного Дагестана. Особенно катастрофичным являются выбросы канализационных отходов в крупных населенных пунктах, в частности Махачкале и Дербенте. Решение этих экологических проблем должно стать приоритетной задачей администрации республики, во-первых, для сохранения уникальной природы Дагестана, во-вторых, для повышения конкурентоспособности региона в части пляжного туризма перед черноморскими курортами.

– Конечный пункт вашего многодневного путешествия – город Дербент, то есть экспедицию можно считать завершенной? Сколько дней она продлилась и какое расстояние вам удалось пройти? Эта ваша самая длительная экспедиция?

– Да, уникальная водная двухгодичная экспедиция «Россия с Севера на Юг» завершилась, как и планировалась в Дербенте. Завершилась она успешно, цели экспедиции выполнены, нам предстоит кропотливая работа по обработке материалов и выполнению отчетов.

Вся экспедиция продлилась 151 день, пройдено по внутренним водным путям почти 5000 километров. Много времени заняла непосредственно подготовка к самой экспедиции. Лично я провел на маршруте 43 дня без учёта проезда и да, это самая длительная моя экспедиция и самый серьезный проект.

777320631abf0bd0275b64e189fcb26b

Дербентская общественность во главе с администрацией города Дербента встретила участников экспедиции «Россия: с Севера на Юг». Фото: газета “Дербентские новости”.

 

– Планирует ли Ульяновское отделение РГО другие проекты, связанные с Каспийским морем и Дагестаном? Например, в следующем году отмечается 300-летие Каспийской флотилии.

– Насколько мне известно, на данный момент проектов, связанных именно с Каспийским морем у Ульяновского отделения РГО нет. Есть интерес к горному Дагестану у специалистов соответствующего профиля. Конечно, достойных внимания маршрутов по Дагестану или Каспийскому морю уйма, в том числе по территории соседних стран. Но наша страна настолько необъятная и неизведанная, что хочется охватить и другие заветные уголки.

Именно в мои планы на ближайшую «пятилетку» входит маршрут по приграничной с Азербайджаном реке Самур.

Что касается 300-летия Каспийской флотилии, Ульяновск и предприятие, где я работаю, тесно связаны с ВМФ и в частности с КФл, то непременно ульяновцы примут участие в мероприятиях, приуроченных к этому знаменательному событию.

Мурад Селимов